29.05.2012
Флористика и стиль барокко
Барокко принесло смену формы, характерной чертой которой стала нерегулярность. Благодаря этому стиль флористики барокко был динамичным. К композициям из растений добавляли разные детали: мотыльки и другие насекомые, раковины, ящерицы, птицы и их гнезда, а также вырезанные из дерева различные фигурки.
Часто эти композиции были увеличены с помощью зеркального отражения. На картинах фламандских художников этих времен встречаются цветы чаще всего с широкими лепестками: анемон, мальва, пион, мак, ирис, лилия, или растения, отличающиеся интенсивными красками и украшенные листьями: канна, наперстянка. Богатство растений, их цвета, изогнутость линий и бархатистая структура лепестков делали композиции очень декоративными.
Эти богатые букеты помещали в массивные тяжелые вазоны. Это были урны из металла или камня, грубые округлые флаконы из фарфора и стекла, а иногда корзины. Ставились они на столах в коридорах, нишах или на каменных плитах, выступающих из стен больших домов фламандской знати или зажиточных купцов, торгующих с Индией или Дальним Востоком. Именно отсюда попали в Голландию прекрасные образцы восточного фарфора, которыми славилась мануфактура в Дельфте.
В Европе стали появляться все чаще и чаще экзотические растения, которые скрещивали с местными растениями и получали новые сорта и гибриды.
В XVII веке Нидерланды стали второй родиной тюльпанов. Из этих цветов флористы составляли богатые букеты в художественно исполненных емкостях. В позолоченных серебряных вазах устанавливались также розы, пионы, флоксы, лилии, георгины и мальвы. Из них флористы составляли симметричные, вычурные букеты в форме овала, требующие большого количества цветов. В главную часть композиции ставились высокие цветы, в центре группировались наиболее крупные цветы, а мелкие – по периферии. В самой середине цветы были густо расположены, в нижней части мелкие цветы преобладали, как бы свисая по бокам и иногда слегка закрывая емкость и ее ручки. Все композиции были выдержаны в ясных светлых тонах. Излюбленным сочетанием красок в флористике того времени было соединение красного, розового и белого.
Влияние стиля рококо на флористику
Во время царствования Людовика XV(1720-1774) во Франции барокко вступил в свою последнюю форму – рококо. Букет «рококо» характеризовался роскошью, линии его стали плавными, мягкими, а все вместе приобрело изысканную легкость. Использовались тонкие легкие емкости, сделанные из хрустального стекла, тонкого фарфора или алебастра. Изменилась их форма.
Излюбленными стали партеры разной величины и конструкции, а также чарки и вазы с китайскими узорами. Интерьеры украшались канделябрами, многочисленными зеркалами, мелкими фигурками из фарфора.
В флористических композициях ценились цветы с тонкими лепестками, часто с изрезанными краями, очень изысканных оттенков, чаще всего холодных голубых тонов в сочетании с большим количеством желтых оттенков. Модными и излюбленными цветами эпохи рококо были полумахровые пионы, мелкие маки, кобея.
Флористика при неоклассицизме
На переломе XVIII и XIX веков стиль рококо, отличающийся красотой изогнутых линий и асимметричностью, сменился классической симметрией и простыми линиями. Открытие Помпеи и ее классической красоты возбудили снова интерес к древним формам.
Неоклассицизм появился на основе предметов греческой и римской культуры. Он разделился на 2 периода: ранний неоклассицизм эпохи царствования Людовика XVI и Марии Антуанетты (1774-1793), характеризуется элегантностью, изысканным вкусом и классической простотой форм, а также стиль ампир царствования Наполеона (1800-1815). На картинах той эпохи флористика уступает место символам власти.
В период раннего неоклассицизма в качестве емкостей для цветов использовались серебряные урны, а аранжировка растений характеризовалась симметрией. В период позднего неоклассицизма фаворитом была роза – королева цветов, которая сочеталась в букете с листьями, колосьями пшеницы и лилиями. Появились также нарциссы. Стали использоваться в флористике и консервированные цветы и листья.
Излюбленными колерами были – зеленый, розовый и королевский пурпурный как фон для золота, а также краски небесные и красные. С цветами соединялись плоды граната, айвы, винограда, инжира. Все это размещалось в рюмках, аналоги которых встречались среди предметов греческой и римской культуры, в алебастровых урнах, фарфоровых патерах, рогах или бронзовых вазах с золотым орнаментом или этрусскими узорами. Для аранжировок характерна симметрия, заключенная в треугольнике. Цветы были крепко посажены в вазу, часто совсем без листьев. Такое нагромождение цветов было помпезно и тяжело.
Более 60000 слушателей выбрали наши курсы, свыше 1000 компаний доверили нам обучение своих сотрудников.